СЕРТИФИКАЦИЯ ПЕРСОНАЛА – ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ


Яшин Андрей Николаевич

Яшин Андрей Николаевич, Исполнительный директор Некоммерческого партнерства «Поволжский центр качества», директор Казанского филиала Академии стандартизации, метрологии и сертификации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.


Некоммерческое партнерство «Поволжский Центр качества»

420029, Республика Татарстан, г. Казань ул. Журналистов, д. 24; а/я 190;

Тел./ факс: тел.(843) 291-08-69, 291-08-68;

E-mail: jashin@tatcsm.ru


Вид деятельности:

Консалтинговые и методические услуги по разработке и внедрению систем менеджмента качества, экологии и промышленной безопасности на соответствие стандартам ИСО 9001, ИСО 14001, OHSAS 18001, консультирование по критериям премий правительства РФ и РТ в области качества.


СЕРТИФИКАЦИЯ ПЕРСОНАЛА – ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ


Одной из наиболее обсуждаемых, а, следовательно, и актуальных тем на сегодняшний день является вхождение России во Всемирную торговую организацию. Очевидно, что этот шаг позволит нашей стране достигнуть определенных целей, послужит новым витком развития экономики, направленным на цивилизованные отношения на рынке. Одновременно с этим, от России потребуется проведение существенных преобразований в уже существующей сфере экономики, так как необходимо будет работать по единым правилам, действующим в ВТО (рис. 1), в числе которых:



Схема 1. Баланс в регулировании рынка – условие вхождения России в ВТО


К настоящему времени, стало очевидным, что любая система качества с самой хорошей структурой, подробно и тщательно описанная в документах, не станет эффективной, если она не будет обеспечена специально подготовленными людьми. Она не будет эффективной, если все, кто в ней задействован, не будут готовы к совместной работе и если нет в коллективе общей цели.


Уже давно существует технология оценки персонала посредством проведения аттестации. Однако при аттестации возникает ряд проблем, среди которых:


Решить данную проблему, в том случае, если руководитель заинтересован, чтобы на предприятии трудились сотрудники, т.е. сообщество людей, работающих совместно, компетентно, ответственно, и профессионально владеющих методами обеспечения качества, возможно проведением сертификации персонала.

Проводя анализ деятельности и фактического состояния предприятия или организации, руководитель, прежде всего, должен решить вопрос – обладает ли организация достаточным человеческим ресурсом функционирования и позитивного изменения, способен ли персонал работать достаточно эффективно и в соответствии с выбранной стратегией. Для этого и требуется оценка третьей, независимой стороны фактического состава персонала, его особенностей, наличия профессионально важных качеств и характеристик.


Какие цели преследует сертификация персонала? Это, прежде всего:


Рисунок 2. Сертификация персонала - необходимое условие обеспечения качества продукции



Рисунок 3. Обеспечение безопасности работой  компетентного персонала


Итак, какие же преимущества имеет предприятие, прошедшее процедуру сертификации персонала по отношению к предприятиям, не получившим подтверждение компетентности своих рабочих ресурсов? Что гарантирует сертификация персонала предприятию:


Коротко и схематично можно это представить следующим образом (рис.4).


Рисунок 4. Целесообразность сертификации персонала для предприятий


Следующий вопрос – кто может изъявить желание подтвердить компетентность, соответствие занимаемой должности и возможности продолжать работу в соответствии с заявленной квалификацией, т.е. кто выступает объектами сертификации персонала?


Объекты сертификации:


Что дает сертификация персонала непосредственно работникам предприятия? Это, прежде всего:


Как и любой процесс, процедура сертификации предполагает несколько этапов, среди которых:


По результатам проведенных работ выдается сертификат компетентности.