СИСТЕМА ИНТЕГРИРОВАННОГО МЕНЕДЖМЕНТА – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СООТВЕТСТВИЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ТРЕБОВАНИЯМ К ПОСТАВЩИКАМ ДЛЯ ЭКСПОРТНООРИЕНТИРОВАННЫХ ОТРАСЛЕЙ


Армягов Андрей Александрович

А.А. Армягов, В.С. Егоров, С.Н. Русачков 

Армягов Андрей Александрович, Главный технолог ОАО «ГАЗПРОМ», Управление инновационного развития, Департамент стратегического развития. Кандидат технических наук







СИСТЕМА ИНТЕГРИРОВАННОГО МЕНЕДЖМЕНТА – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СООТВЕТСТВИЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ТРЕБОВАНИЯМ К ПОСТАВЩИКАМ ДЛЯ ЭКСПОРТНООРИЕНТИРОВАННЫХ ОТРАСЛЕЙ


ОАО «Газпром» является одним из крупнейших в Российской федерации потребителем материально-технических ресурсов (МТР). В целях совершенствования и повышения эффективности материально-технического обеспечения руководством ОАО «Газпром» в июне 2002 г. было принято решение о централизации поставок МТР. Единым централизованным поставщиком МТР определено ООО «Газкомплектимпекс», на которое, кроме основной задачи обеспечения своевременных и в полном объеме поставок МТР, возложено также принятие управленческих, планово-экономических и организационных решений в сфере материально-технического обеспечения отрасли.


Современное состояние рынка характеризуется высоким уровнем конкуренции, когда потенциальные предложения значительно превышают существующий спрос. В этих условиях потребитель имеет возможность широкого выбора и для него качество продукции становится основным определяющим фактором.


Конкурентная борьба на рынке для потенциальных поставщиков ОАО «Газпром», конечно, обострится вследствие вступления России в ВТО. И это определяется не только появлением на рынке компетентных зарубежных конкурентов, но также необходимостью соблюдать законодательные и другие нормативные требования, вытекающие из членства в ВТО.


Например, к возможным негативным последствиям присоединения России к ВТО можно отнести:

  1. Пересмотр правил и порядка поддержки отечественных товаропроизводителей за счет прямого и косвенного субсидирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
  2. Действующий в ВТО судебный механизм не гарантирует от принятия в отношении России антидемпинговых и других ограничительных процедур. В результате можно ожидать сохранения большей части ограничений на российский экспорт продукции с высокой степенью переработки и, как следствие, консервации сырьевой структуры экспорта.
  3. Сокращение притока иностранных инвестиций в связи со снижением ввозного таможенного тарифа и расширением возможностей по доступу на российский рынок иностранной готовой продукции.
  4. Ухудшение конкурентоспособности российских предприятий на внутреннем рынке в связи с внедрением правил ВТО.
  5. Уменьшение прямого государственного регулирования внутренних цен на энергоносители и транспортные тарифы, сближение их с уровнем мировых цен вызовут неизбежный рост затрат в производстве, особенно в энергоемких отраслях, следствием чего станет снижение ценовой конкурентоспособности на экспортируемую продукцию. К тому же неизбежное снижение внутреннего потребления подорожавших энергоресурсов негативно отразится на развитии национальных производств, вызовет рост инфляции.

При этом следует заметить, что позитивные результаты от присоединения России к ВТО не будут получены автоматически. Правительству и предпринимателям придется учиться новым правилам игры, в том числе и на внутреннем рынке. В значительной степени баланс «плюсов» и «минусов» будет зависеть от того, насколько эффективно будет проводиться торгово-экономическая политика России, которую еще только предстоит разработать, так же как и непосредственно с ней связанную промышленную политику. Необходимо научиться использовать новый арсенал инструментов по отстаиванию экономических интересов России.


Главная задача – добиться таких условий членства в ВТО, которые исключали бы ущемление прав России в сфере международной торговли и обеспечили бы реальное улучшение доступа на мировые рынки отечественных товаров и услуг. Иначе говоря, необходимо найти оптимальный баланс между национальными интересами и требованиями ВТО, баланс выгод и уступок.


С одной стороны, придется пожертвовать частью своего экономического суверенитета. Поэтому все уступки со стороны России должны быть осмысленными, а их последствия – просчитанными, так как после присоединения внести изменения в режим внешней торговли в одностороннем порядке мы уже не сможем.


С другой стороны, Россия получает реальную возможность способствовать продвижению своих товаров на внешние рынки, защиты отечественных товаров на этих рынках, но она должна быть готова к этому.


Для получения конкурентных преимуществ в рамках разрешенных ВТО механизмов рыночного регулирования, защиты внутреннего рынка от иностранных производителей и одновременно рекламы собственной продукции предприятия поставщики совместно с ОАО «Газпром» могут использовать несколько стратегий:


Целесообразность для Заказчика:


Целесообразность для Поставщика:


При этом любое предприятие, участвующее в кооперации, одновременно является как поставщиком продукции, работающим на определённый круг потребителей, так и потребителем продукции, поставляемой его поставщиками. Взаимосогласованные интересы в цепочке «поставщики – организация – потребители» приводят всех участников «технологической цепочки» создания конечного продукта к заинтересованности в работе на конечного потребителя.


В соответствии с решением Правительства РФ о преференциальном применении метода конкурсных закупок естественными монополиями, а также при заключении государственных контрактов ОАО «Газпром» выводит свою деятельность на качественно иной уровень.


С июля 2004 г. вступило в силу Положение о порядке осуществления закупок МТР преимущественно на тендерной основе. Документ предполагает, что Газпром будет покупать все необходимое только на открытых торгах. Проведение открытых конкурсов позволит сэкономить значительную часть бюджета Общества, повысить качество приобретаемого оборудования, обеспечить здоровую конкуренцию производителей.


Усиление конкуренции путем максимального привлечения поставщиков к получению заказа при условии обеспечения равноправного состязания невозможно без использования единых правил, методов и процедур. В ООО «Газкомплектимпэкс» создано соответствующее структурное подразделение, которое должно на практике осуществлять методологическую и исполнительскую функцию по проведению тендеров.


Классификатор конкурсов в ОАО «Газпром» (сложившиеся практика)


Тендерный комитет ОАО «Газпром» проводит конкурсы:


ООО «Газкомплектимпэкс» проводит конкурсы:


Дочерние общества ОАО «Газпром» проводят конкурсы:


В 2004 г. ООО «Газкомплектимпэкс» было осуществлено на конкурсной основе до 20% всех поставок МТР. Активное использование метода конкурсных закупок позволит усилить соблюдение экономически обоснованных принципов формирования цен на МТР и достичь экономического эффекта до 2 млрд. руб., В соответствии с имеющимися перспективными планами, одобренными руководством ОАО «Газпром», в 2005 г, ООО «Газкомплектимпэкс» будет осуществлять до 50% закупок на конкурсной основе, а в 2006 г. – 80% .


Важным направлением деятельности Общества является также разработка и создание корпоративной системы управления качеством поставляемой продукции. Динамичное развитие газовой отрасли, внедрение новых прогрессивных технологий, обеспечение надежности и безопасности действующих и новых объектов ОАО «Газпром» невозможно без внедрения эффективных методов управления, в том числе и управления качеством.


Деятельность ОАО «Газпром» характеризуется разветвленной системой кооперации, объединяющей дочерние предприятия, поставщиков МТР, проектные и строительные организации. Целый ряд дочерних обществ сертифицировали свои системы менеджмента качества на соответствие международным стандартам ИСО серии 9000. Вместе с тем единый корпоративный подход к созданию отраслевой системы менеджмента качества еще не выработан.


В настоящее время Газпром реализует более 800 различных проектов, направленных на увеличение мощностей по добыче газа и расширение газотранспортной системы. Для осуществления столь масштабного строительства необходимы закупки очень значительного количества оборудования и материалов надлежащего качества. Вопросы повышения качества закупаемой продукции постоянно находятся в центре внимания ООО «Газкомплектимпэкс», являющегося централизованным поставщиком МТР для дочерних обществ и организаций ОАО «Газпром». В поставках материалов и оборудования для нужд отрасли принимают участие около 3000 предприятий, из них около 85% общего объема поставок обеспечивается отечественными предприятиями.


В целях реализации единого подхода к качеству закупаемой в интересах отрасли продукции, совершенствования взаимоотношений с поставщиками, повышения эффективности деятельности ОАО «Газпром» руководством общества была принята концепция разработки комплекса корпоративных стандартов на системы менеджмента качества и форм их внедрения на всех предприятиях, участвующих в кооперации: от эксплуатирующих организаций до поставщиков оборудования, комплектующих изделий и материалов. В структуре ООО «Газкомплектимпэкс» образовано управление корпоративной системы качества, которое активно приступило к реализации предложенной концепции. В тесном сотрудничестве с ведущими российскими специалистами и организациями в области систем менеджмента качества были разработаны корпоративные стандарты ОАО «Газпром» серии 9000.


В их состав входят:


Стандарты ГАЗПРОМ серии 9000 разработаны на основе стандартов ИСО серии 9000, что предполагает совместное их применение, и содержат дополнительные корпоративные требования ОАО «Газпром» к системам менеджмента качества внешних и внутренних поставщиков, а также методические рекомендации по отдельным направлениям деятельности. Общая структура стандартов представлена на рис. 1.




Рис.1. Структура корпоративных стандартов ГАЗПРОМ серии 9000


Дополнительные корпоративные требования стандарта ГАЗПРОМ 9001 включают в себя:


Разработанные стандарты прошли независимую экспертизу, выполненную международной аудиторской компанией «ПрайсвотерхаусКуперс» и Центром «Квалитет» – центральным органом системы сертификации «Оборонсертифика», действующей в оборонно-промышленном комплексе. Обе организации дали положительные заключения, при этом отмечается, что подобная разработка в России осуществляется впервые и полностью соответствует существующей международной практике.


Результаты разработки корпоративных стандартов и полученные экспертные заключения были рассмотрены на заседании Правления ОАО «Газпром», где Департаменту стратегического развития ОАО «Газпром» и ООО «Газкомплектимпекс» дано поручение завершить разработку окончательных редакций стандартов и после их утверждения приступить к практическому внедрению.


Предполагается, что необходимость внедрения стандартов ОАО «Газпром» серии 9000 организациями, являющимися внутренними и внешними поставщиками ОАО «Газпром», будет определяться их непосредственными и конечными потребителями в рамках контрактных требований.

В целях оказания практической помощи по разработке и внедрению систем менеджмента качества, отвечающим требованиям стандартов ГАЗПРОМ серии 9000, ООО «Газкомплектимпэкс» планирует организовать обучение специалистов предприятий-поставщиков, а также предоставление соответствующих консультационных услуг.


Оценка независимыми органами по сертификации систем качества предприятий–поставщиков на соответствие требованиям корпоративных стандартов, а также проведение аудитов потребителем в лице ООО «Газкомплектимпэкс» позволит получать объективные данные о возможности предприятий обеспечить поставки в интересах ОАО «Газпром» продукции необходимого качества и использовать эти данные при выборе поставщиков продукции, в том числе в процессе проведения конкурсов.