О СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПРОЕКТЕ «РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО БИЗНЕСА В ГОРОДЕ ЕКАТЕРИНБУРГЕ»


Архангельский Вячеслав Николаевич, главный специалист по малому бизнесу комитета по промышленности, науке, связи и информационным технологиям Администрации города Екатеринбурга.


620014, г. Екатеринбург, пр. Ленина, 24а, к.262,

тел./факс: (343) 371-91-70

e-mail: arhangelsky@sov.mplik.ru, http://mbusiness.ndx.ru



О СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПРОЕКТЕ «РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО БИЗНЕСА В ГОРОДЕ ЕКАТЕРИНБУРГЕ»


Развитие малого производственного бизнеса является одним из приоритетных направлений реформирования экономики. Значимость малого производственного предпринимательства обусловлена его специфическими свойствами, ключевыми из которых являются оперативность, мобильность и способность достаточно гибко реагировать на все изменения конъюнктуры рынка.


Малое предпринимательство Екатеринбурга сегодня обеспечивает значительный вклад в развитие экономики города, обеспечивая 17% от общего объема выпускаемой  продукции (услуги производственного характера) и более 20% налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. В сфере малого бизнеса (на малых предприятиях и индивидуальной трудовой деятельностью) в настоящее время занято почти 30% работающего населения Екатеринбурга. По состоянию на 01.10.2005 года по всем отраслям насчитывалось свыше 22 тысяч малых предприятий,  что составляет примерно 75% от их общей численности по Свердловской области. Наиболее привлекательной сферой деятельности для малого бизнеса остается торговля, где работает свыше 50% малых предприятий.  Каждое четвертое малое предприятие функционирует в строительстве или в промышленности. Большая доля малых производственных предприятий  успешно работает в полиграфии, медицинской и пищевой промышленности. Согласно статистическим данным  об основных показателях работы малых предприятий в январе-декабре 2004 года в промышленности было занято около 13% малых предприятий.


В городе действуют  два бизнес-инкубатора общей площадью около 1500   кв.м. и три действующих технопарка, объединяющих  92 малых предприятия, что  недостаточно для создания предпосылок массового и  эффективного развития производственного бизнеса. Вместе с тем, медленно внедряются в производство новые технологии,  неэффективно используются пустующие на крупных предприятиях производственные мощности и помещения.  Доступ к банковским кредитам малых производственных фирм остается весьма ограниченным, по результатам социологических опросов  только 16% предпринимателей используют для своего развития в основном кредиты, а основная часть – свыше 60%, надеется на собственную прибыль, а 30% направляют в  бизнес личные сбережения.


В последнее время все явственнее и четче проявляется тенденция к развитию предпринимательства в производственной сфере и эта тенденция заслуживает, с одной стороны, всемерной поддержки  с использованием всех доступных форм и методов стимулирования, а с другой - предполагает обеспечение взаимодействия малого предпринимательства с крупным бизнесом и научно-техническими организациями.   Организующим звеном в этой системе  должны стать администрации муниципальных образований. В Екатеринбурге эту работу проводит  Комитет по промышленности, науке, связи и информационным технологиям Администрации города.


Наличие продуманного стратегического плана или проекта, включающего в себя эффективную целевую программу поддержки и развития производственного бизнеса, позволяет муниципальным образованиям получать стабильные поступления в местный бюджет. А это очень важно, так как эти финансовые средства идут на улучшение  инфраструктуры города, что, в свою очередь, приводит к улучшению качества жизни всех групп населения. Целью  проекта, одобренного на Программном совете стратегического развития Екатеринбурга,  является успешное развитие малых  производственных предприятий  на основе реструктуризации крупных производств,  совершенствования инфраструктуры  поддержки предпринимательства, снижения себестоимости продукции за счет  освоения новых технологий и кооперации крупного и малого бизнеса.


Проект «Развитие малого производственного бизнеса на период до 2015 года» является составной частью стратегической программы «Новая жизнь крупных заводов», одной из основных задач которой является «эффективное использование имеющихся мощностей и их рациональная модернизация». Эта проблема является актуальной для многих крупных машиностроительных компаний, которые неизбежно приходят к решению о выделении из своей структуры непрофильных и вспомогательных производств. Общеизвестно, что структура большинства машиностроительных заводов строилась на принципах «натурального хозяйства» и предусматривала наличие в составе предприятия почти всех технологических переделов – от простейших видов сырья до готовой продукции. Резкое сокращение госзаказа привело к состоянию, когда производственные мощности крупных заводов остаются недозагруженными, а для успешной конкуренции с зарубежными компаниями нашим предприятиям необходимо мобилизовать все ресурсы на развитие профильного бизнеса, избавившись от лишних активов. В ряде случаев руководство предприятий идет на их юридическое обособление и последующую продажу. Но более эффективным способом является предоставление доступа к необходимой инфраструктуре предпринимателям «со стороны». В результате вокруг крупных заводов могут образоваться целые кластеры новых компаний. (В России наиболее удачным является опыт КАМАЗа, Мотовилихинских заводов, а в Екатеринбурге – опыт Машиностроительного завода им. М.И.Калинина).


При разработке стратегического проекта мы руководствовались следующими положениями:


Основой успеха в реализации мероприятий проекта должна стать высокая активность малого и среднего бизнеса. Получив в свое распоряжение подготовленную промышленную площадку со всеми необходимыми коммуникациями (а иногда и с оборудованием) эти компании способны быстро адаптировать свою продуктовую линейку к требованиям рынка, найти новых клиентов, не забывая при этом и о потребностях предприятий, на территории которых они работают.


Такой подход взаимовыгоден и для крупных предприятий и для предпринимателей, и для местной власти:

а) Крупный бизнес получает возможность мобилизации ресурсов на развитие профильного производства, не отвлекаясь на проблемы, связанные с поддержанием вспомогательных производств;

б) Малый производственный бизнес получает доступ к  мощностям, инфраструктуре и услугам заводских подразделений и, тем самым, обеспечивают эффективное развитие своих производств;

в) Для муниципальной власти такой подход является реальным инструментом для развития малого и среднего бизнеса, а также источником дополнительных доходов в бюджет города, решения проблем занятости населения.


Следует отметить, что проведенный нами мониторинг дал неожиданные результаты – практически ни в одном из крупных городов России нет программы или проекта, нацеленного на развитие и поддержку малого производственного бизнеса. Существующие программы, как правило, носят  общий характер и ориентированы на содействие  малому предпринимательству в целом, без учета своеобразия проблем в   различных сферах деятельности. Только некоторые из проблем, связанных с развитием малого производственного бизнеса, решаются в отдельных регионах России. Так в Ярославской области, при содействии местной ТПП, ведется работа по включению малого бизнеса в схемы производственной кооперации с крупным бизнесом. В Чувашии при регистрации малых промышленных предприятий предоставляется льгота – бесплатное оформление регистрационных документов, за счет средств республиканского бюджета. Но эти меры носят частный характер, и имеют весьма ограниченный эффект, так как здесь необходим комплексный, системный подход.


Поэтому мы постарались изучить зарубежный опыт. Наиболее приемлемым для нас показался опыт реализации в ряде городов Канады и США программы «Сохранение и поддержка бизнеса: направление местной экономической политики». Разработчики проекта акцентировали внимание на устранении факторов, сдерживающих развитие деловой среды таких как: большие издержки на производство в каждом из конкретных регионов, забюрократизированная система управления, недостаточная связь между деловым сектором и местными органами власти.


Главное в таком подходе – использование тех реальных механизмов, что находятся в распоряжении муниципальных властей, то, что местная власть в состоянии сделать сама, на основе действующей нормативной базы.  А в случае отсутствия каких-то актов, направленных на развитие малого производственного бизнеса, подготовить и принять соответствующие документы. Так, к примеру, сейчас у нас  разрабатывается пакет нормативных актов, призванных регулировать деятельность по организации технопарков на территории Екатеринбурга – это Концепция развития, положение и методические рекомендации для предприятий и предпринимателей. Опора на собственные силы и, прежде всего, на инициативу самих предпринимателей – одно из основных условий успешной реализации таких проектов.


Задача органов местного самоуправления – создать организационные и нормативно-правовые предпосылки, дать необходимый импульс  для эффективного и поступательного развития малого производственного предпринимательства. А основную часть расходов должны нести сами предприниматели. По существу, производственного бизнеса может быть столько, сколько есть для него территорий и потому выделение земельных участков и пустующих производственных площадок  становится основным вопросом, требующим решения не только на муниципальном, но и на региональном и федеральном уровнях власти.


Целью  проекта, одобренного на Программном совете стратегического развития Екатеринбурга,  является успешное развитие малых  производственных предприятий  на основе реструктуризации крупных производств, совершенствования инфраструктуры  поддержки предпринимательства, снижения себестоимости продукции за счет  освоения новых технологий и кооперации крупного и малого бизнеса.


Одними из основных форм сотрудничества малого и крупного бизнеса должны стать  промышленные и технологические парки, создаваемые на базе крупных предприятий города. На арендуемых площадях некоторых крупных предприятий сформировались фактически не имеющие официального статуса производственные образования, некий конгломерат торгово-промышленных фирм и компаний, своеобразные «стихийные» индустриальные парки,  в  состав которых входят от нескольких десятков («Уралкабель», УПП «Вектор», Завод радиоаппаратуры и др.) до сотни и больше (Машиностроительный завод им. Калинина, Научно-производственное объединение «Автоматика» и др.) субъектов малого предпринимательства.


Создание малых производственных предприятий на базе реструктурируемых производств крупных промышленных компаний  должно стать одним из основных направлений развития малого производственного бизнеса. Незагруженные производственные  площади имеются на ОАО «Уралмаш» (153 тысячи кв.м), ОАО «Машиностроительный завод им.Калинина» (27 тысяч кв. м), ОАО «Уральский турбомоторный завод» (7 тысяч кв.м), ООО «Концерн Уральский текстиль» (8 тысяч кв.м).и др. Значительные пустующие земельные участки  есть  на территории большинства крупных заводах города.


Справка: В проекте мы берем такие расчеты - средний размер необходимой производственной  площади для одного малого предприятия оценочно составляет 200 кв.м. На базе пустующих производственных площадей – приблизительно 200 000 кв.м, планируется  создать не менее 1000 малых специализированных предприятий.


К примеру, на ОАО «Уралхиммаш» пустует 90 гектаров земли и 12 тысяч кв. метров производственных и вспомогательных помещений. На территории этого завода уже расположены 10 производственных фирм и предприятий, занимающихся выпуском сварочных электродов, бытовой техники, эффективно работает металлургическое производство. В планах руководства предприятия создание управляющей компании, в составе которой будут организованы инновационно-технологический, учебный, консультационный, информационно-маркетинговый центры и промышленная зона.


Основным недостатком этого варианта является отсутствие предсказуемости в действиях собственников крупных компаний на длительную перспективу, что не дает возможности привлекать инвестиционные возможности малого и крупного бизнеса в совершенствование и развитие производственных мощностей. Вследствие этого отсутствуют  гарантии  перспективного развития бизнеса.


Сложности, которые  возникнут при организации технопарков на свободных площадях  каждого конкретного предприятия (после принятия решения о его создании), будут носить скорее «технический характер», связанный с приспособленностью помещений под конкретное производство, наличием необходимой инфраструктуры и транспортных коммуникаций. На наш взгляд, наиболее продуктивным подходом к формированию промпарков и технопарков, может стать отраслевой принцип. Результатом деятельности таких структур должны стать не только опытные образцы инновационной продукции, но и организация их серийного производства.


Сейчас по этому принципу в городе сформировалось несколько кластеров. К примеру, в Чкаловском районе развивается крупная промышленная зона по производству керамических изделий, в состав которой входят ОАО «Уктус» (производство кирпича), ОАО «Завод керамических изделий» (сантехника, облицовочная плитка), ЗАО «Пиастрелла» (производство керамических изделий на итальянском оборудовании).


По нашему мнению,  малый производственный бизнес должен охватывать не только предприятия, создаваемые и действующие на базе крупных промышленных компаний, но и большинство субъектов малого предпринимательства, относящихся согласно Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД),  к разделу D.Обрабатывающие производства Перспективными направлениями в развитии малого производственного бизнеса в Екатеринбурге являются:


Для успешного развития новых видов деятельности потребуется выделение земельных участков под строительство промышленных зон и отраслевых индустриально-промышленных парков, которые будут создаваться  на специально резервируемых для этого территориях. И они уже определенны на генплане города. В частности, под создание технопарков запланированы земельный участок площадью 15 га в юго-западной части города (промзона  Уральского отделения РАН) и площадка размером  20 га  восточной части (в районе Новосвердловской ТЭЦ).           Организовывать и координировать деятельность промышленных парков и технопарков будут специально созданные управляющие компании (в форме АНО – автономных некоммерческих организаций), учредителями которых станут субъекты малого предпринимательства.  Город также готов участвовать в этой работе.


Начата работа по проектированию и строительству  блок-модулей для малых производственных предприятий (площадью до 10 тыс.кв.м каждый) – первого на условиях  финансирования из бюджета города (100 млн.рублей, на возвратной основе и выделения помещений малым предприятиям по конкурсу, строительство и сдача объекта намечены на 2007 год) и еще четырех – на основе долевого участия предпринимателей и средств коммерческих банков. Уже разработан проект строительства «Регионального мебельного центра», который объединит под своей крышей  около 40 малых предприятий и будет иметь свыше 20 тысяч кв. метров торгово-производственных площадей. Основная часть финансирования предусматривается за счет долевого участия самих предпринимателей и средств коммерческого банка. Стоимость проекта оценивается авторами в 360 млн.рублей. Срок сдачи в эксплуатацию – 2007 год.


Справка: Земельные участки будут выделяться на принципах долгосрочной аренды  (до 49 лет). Стоимость 1 кв.м производственных площадей по нашим расчетам не превысит 9000 рублей. Таким образом, производственная площадка в 200 кв. м обойдется малому предприятию в 1,8-2,0 млн. рублей. Для сведения - сейчас за аренду такого помещения малый бизнес платит в среднем 350-400 тысяч рублей в год, т.е. за 4-5 лет вложения в строительство должны окупиться.


Среди мероприятий проекта, к реализация которых мы  уже приступили следует отметить прежде всего строительство многофункционального Екатеринбургского Дома предпринимателей «УралБизнесХаус» - площадью 20 тысяч кв. метров и ориентировочной стоимостью  700 млн.рублей (20 млн. евро, из них 10 млн. евро – средства иностранных инвесторов, подписаны Соглашение и протокол о намерениях с Ассоциацией малых предприятий и предпринимателей провинции Пезаро-Урбино, Италия.).


Общая стоимость мероприятий проекта составляет 1,5 млрд. рублей Структура финансирования выглядит следующим образом: средства предпринимателей – 47%, средства иностранных инвесторов – 34%, средства бюджета города -  10% (причем 9/10 от этого объема на возвратной основе), средства инвестиционных фондов и банков – 6%, средства федеральных и региональных программ и проектов – около 3%. Основными (комплексными) показателями эффективности реализации задач проекта являются:

  1. Увеличение доли малых предприятий занятых в промышленности до 25% от общего числа малых предприятий  (в 2004 году – 12,9%).
  2. Увеличение объема выпуска продукции малого производственного бизнеса в 2,5 раза (в сопоставимых ценах к уровню 2004 года).
  3. Рост числа  рабочих мест на субъектах малого производственного бизнеса  в 2 раза  (по сравнению с 2004 годом).

Представленная здесь версия стратегического проекта «Развитие малого производственного бизнеса» в процессе реализации может  корректироваться и наполняться конкретными предпринимательскими проектами; Некоторые цифры и контрольные показатели будут более тщательно просчитаны и  обоснованы, но в целом идеология и основные задачи проекта не изменятся.